выплаты диведендов
оПЧПУФЙ
бТИЙЧ
зБМЕТЕС ЗЕТПЕЧ
йУФПТЙС
рЙЫЙФЕ ОБН
дЙУЛХУУЙЙ
бТУЕОБМ
рПЙУЛ Ч йОФЕТОЕФ
НАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
ВРЕЗКА: Илья ЮЖАНОВ, министр Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: ╚Без большого количества малых предприятий просто нет конкуренции, а значит, нет и рынка. Малый бизнес является фундаментальной основой рыночной экономики, и во всех странах он в той или иной форме опекается государством╩. 
1. Мал, да удал 
По данным официальной статистики, в России сегодня зарегистрированы 890 тысяч малых предприятий, в которых работают почти 6,5 миллионов человек. Еще 3 миллиона индивидуальных предпринимателей занимаются бизнесом без образования юридического лица. Суммарный объем продукции малых предприятий России в 1999 году превысил 14% от общего объема промышленного производства. Много это или мало? 
Если сравнить с развитыми странами, мало: там на тысячу человек населения приходится 40-60 малых предприятий, а у нас √ всего 7. И доля малого бизнеса в промышленном производстве Запада достигает 50-60%, а вовсе не 14%, как в России. Дальше всех здесь ушла Япония с ее идеологией социального корпоративизма: в Стране восходящего солнца работают 6,5 миллионов малых предприятий, на которых занято 80% населения! 
ВРЕЗКА: Из общего числа малых предприятий России наибольшую долю - 44,7% - составляют предприятия торговли и общественного питания, то есть непроизводственной сферы. Предприятия промышленности и строительства составляют 30,6% (на каждую сферу производства здесь приходится примерно по 15%). По регионам России малый бизнес распределен неравномерно, почти три четверти фирм расположены в европейской части России, причем треть общего количества малых предприятий сосредоточена в центральном районе, из них 20 процентов - в Москве и 12 процентов - в Санкт-Петербурге. Меньше всего таких предприятий на севере страны - 2,4%.
Однако приведенная статистика имеет и обратную сторону. Ее показатели формально свидетельствуют, что наши малые предприятия дают национальной экономике в процентном отношении вдвое больше, чем ╚их╩ малый бизнес дает Западу. Действительно, 7 российских предприятий на тысячу населения обеспечивают 14% промышленной продукции или 1 предприятие √ 2%; а 60 зарубежных компаний производят 60%, то есть на 1 предприятие на тысячу населения в данном случае приходится всего 1% производства. Это говорит о высокой эффективности и динамичности российского малого бизнеса. И, кстати, западные бизнесмены, похоже, понимают это лучше отечественных банкиров и чиновников, вне сферы интересов которых зачастую остается целый сектор российской экономики √ ее малый бизнес. 
Показательно, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в настоящее время расширяет свой бизнес в России прежде всего за счет того, что открывает новые кредитные линии именно малым предприятиям. В частности для поддержки малого и среднего бизнеса ЕБРР специально создал Российский фонд малого бизнеса, собственные средства которого составляют $300 млн, существенно расширив географию инвестиций √ до Дальнего Востока. Причина одна √ это выгодно. 
Впрочем, объективности ради надо признать, что те предприятия малого бизнеса, которые получают реальную поддержку западных инвесторов, являются малыми в представлении самих западных инвесторов. Просто мы с ними по-разному считаем. По российским меркам малое предприятие √ это то, на котором работают до 15 человек в сфере обслуживания или до 100 человек на производстве. Зарубежных же инвесторов в меньшей степени интересует численность персонала, а волнует другое: обороты, капитализация, прибыль. 
Такая разница в подходах к оценке масштабов бизнеса связана с тем, что на Западе он практически прозрачен для инвесторов, а в России √ нет. Помимо официальной статотчетности у нас есть и иная статистика. 
2. Серый, совсем серый┘ 
ВРЕЗКА: Иван Грачев, лидер общественно-политического движения "Развитие предпринимательства" и председатель думского подкомитета по недвижимости, ипотеке и оценочной деятельности: ╚По данным официальной статистики, в "тени" 40% экономики, в малом бизнесе этот показатель выше. По моим оценкам, 50% было в "тени" в 1993 году, но ситуация с малым бизнесом постоянно ухудшалась, и сейчас этот показатель перевалил за 90%╩. 
По данным опроса руководителей малых предприятий, проведенного Российским независимым институтом социальных и национальных проблем, масштабы теневого бизнеса в этом сегменте рынка чрезвычайно велики. Не регистрируются до 50 процентов малых фирм, реальная занятость на малых предприятиях примерно на 70 процентов выше официальных показателей, не менее чем на 90 процентов занижаются данные о фондах заработной платы, а оборот своих фирм предприниматели занижают в среднем на 70 процентов. При этом, по данным Госкомстата России, на теневую экономику приходится 23-25% от валового внутреннего продукта, а по оценкам МВД, эта доля достигает 40%. Другими словами, число ╚теневиков╩ в малом бизнесе, очевидно, выше, чем где бы то ни было еще. 
Предприниматели говорят, что вынуждены уходить "в тень" и скрывать свои истинные доходы, чтобы выжить. И, не сговариваясь, называют четыре главные причины, которые не дают им жить по закону и тем самым сдерживают развитие малого бизнеса. 
ВРЕЗКА: Николай Аксененко, первый вице-премьер правительства: ╚Вопрос, касающийся малого предпринимательства, недостаточно изучен, и, чем больше его изучаешь, тем более непонятым он становится╩. 
Во-первых, это чисто технические проблемы, связанные с регистрацией предприятия, получением лицензий, открытием банковских счетов, сбором справок и другими административными барьерами. Предприниматели, так или иначе, но преодолевают эти трудности √ либо лично, либо при посредничестве соответствующих фирм. Причем уже здесь, то есть на самом начальном этапе организации малого бизнеса, процветает криминал. Огромное количество фирм регистрируется по поддельным, украденным или ╚взятым на прокат╩ паспортам. В одной только Москве в прошлом году при регистрации предприятий было выявлено около 1000 ╚левых╩ паспортов. А потом такие фирмы перепродаются новым владельцам зачастую с нарушениями действующего законодательства. Для кого-то это способ упростить процедуру регистрации, а для кого-то √ простой, дешевый и относительно безопасный путь обналичивания денег или их перевода за рубеж. 
ВРЕЗКА: Виктор ЕРМАКОВ, президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса: ╚Административные барьеры приняли форму настоящего чиновничьего рэкета. Права чиновников четко не оговорены и фактически не ограничены. А вот их обязанности и права предпринимателей не оговорены никак. Если действия госструктуры довели фирму до банкротства (а это не редкость), никакой суд не сможет заставить чиновников возместить убытки╩. 
Во-вторых, нормальное развитие малого бизнеса сдерживает слабая материально-техническая база: нехватка или недоступность помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки, достоверной информации, государственного участия в программах поддержки малого бизнеса. Это удлиняет путь к успеху, заставляет предпринимателя действовать методом проб и ошибок, часто фатальных, ведущих к полному сворачиванию бизнеса. В той же Москве, по данным налоговиков, на сегодняшний день почти 2/3 из всех зарегистрированных предприятий не ведут хозяйственной деятельности, то есть, фактически не работают. 
В-третьих, серьезное влияние на малый бизнес оказывают финансовые проблемы, связанные с легализацией доходов и капитала, уклонением от уплаты налогов, ведением двойной бухгалтерии, оборотом ╚черного нала╩, недобросовестной конкуренцией и недоброкачественным партнерством. 
В-четвертых, это проблема получения кредитов для развития бизнеса и обслуживания оборота капитала. 
Последняя проблема настолько остра, что требует специального рассмотрения. 
3. Кредитная история 
ВРЕЗКА: Виталий Новиков, начальник отдела НИИ ЦБ РФ: ╚Связка "коммерческие банки - малое предпринимательство" представлялась наиболее мобильной силой системной экономической трансформации╩. 
Коммерческие банки боятся кредитовать малый бизнес. Причин этому множество, но, пожалуй, две являются главными. 
Первая лежит на поверхности: очень многие малые предприятия в своем стремлении уйти от налогов скрывают реальные масштабы бизнеса, в балансах практически не отражают прибыль, занижают фонд заработной платы, не показывают имеющиеся активы. Кредитная заявка у такого предприятия в принципе не может быть обоснованной, и любой уважающий себя банк просто-напросто вынужден отказывать ему в выдаче ссуды. В результате предприниматели начинают искать альтернативные пути привлечения финансовых ресурсов, в том числе прибегают к даче взяток, использованию ╚черных касс╩, получению ╚ссуд╩ от криминальных структур. 
Если банки все-таки работают с малым бизнесом, то предпочитают иметь дело со ╚своими╩ предприятиями, реальную кредитную историю которых они, казалось бы, хорошо знают. Однако здесь также велика опасность оказаться в убытке из-за того, что вовремя не удастся отфиксировать появление финансовых проблем у своего постоянного клиента, значительная часть бизнеса которого все равно лежит в теневом секторе и банком не контролируется. При этом заведомо платежеспособные, но ╚посторонние╩ заемщики не могут получить необходимый им для развития бизнеса банковский кредит, и по сути дела не допускаются банками в сферу легального бизнеса. Так идет процесс самовоспроизводства теневой экономики. 
Чтобы разорвать порочный круг, вывести из него малый бизнес, дать ему наконец возможность развиваться нормально и цивилизованно, надо сделать всего две вещи. Во-первых, необходимо изменить налоговую политику так, чтобы предпринимателю стало выгодно показывать прибыль, которую он реинвестирует в расширение своего бизнеса. Тогда и бизнес-планы, и кредитные заявки станут совершенно обоснованными, прозрачными и приемлемыми для банков. То есть не только представители отечественного малого бизнеса, но и банкиры должны быть заинтересованы в лоббировании соответствующей налоговой реформы. Во-вторых, бизнесмен, показывающий реальные доходы, должен иметь твердые гарантии физической безопасности и защиты своего бизнеса от криминальных структур. Очевидно, что решение этих задач требует усиления государственной власти в России (и соответствующая реформа уже начата руководством страны), а также поддержки малого бизнеса со стороны государства. Причем это выгодно государству, так как малое предпринимательство есть основа того самого среднего класса, который в любом демократическом обществе всегда является опорой власти и гарантом социальной стабильности. 
ВРЕЗКА: Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования и маркетинга: ╚Отказ от госрегулирования катастрофичен для малого предпринимательства╩. 
Очевидно, что власть прекрасно это понимает и пытается делать шаги в сторону малого бизнеса. В частности, чтобы облегчить налоговый пресс, с начала 2000 года в стране был введен так называемый единый ╚вмененный╩ налог. И народ сразу же окрестил его ╚невменяемым╩, так как механизм применения нового налога фактически не был прописан! В результате кое-где на местах чиновники так круто развернули ╚дышло╩ закона, что вызвали массовые беспорядки и акции протеста, организованные представителями малого бизнеса, а наметившийся, было, диалог с властью перешел в ругань. 
Другими словами, непродуманные и половинчатые меры по реформе налогового законодательства превращаются в дополнительный фактор, который вытесняет малый бизнес в ╚тень╩, отсекая от него как государство, так и банковский сектор. 
4. Человек с наличными 
Второй √ и менее очевидной, чем только что рассмотренная √ причиной почему банки опасаются кредитовать малый бизнес является то, что малые предприятия очень часто стремятся получить кредит тогда, когда у них резко пошатнулось финансовое положение. А когда, бизнес идет нормально, предприятие, наоборот, предпочитает ограничиваться собственными средствами, тем самым сдерживая свой рост. Многие банки столкнулись с этим на собственном опыте и поэтому подходят к кредитованию малого бизнеса с большой осторожностью, опять-таки предпочитая иметь дело со ╚своими╩, а не ╚посторонними╩ клиентами. 
Правда, здесь есть один существенный нюанс, объясняющий такого рода психологическую особенность малого бизнеса в России. Тот бизнесмен, положение которого пошатнулось и кредиторы которого требуют возврата долгов, в том числе с задействованием силового фактора, часто не задумывается о долгосрочных перспективах и готов пуститься во все тяжкие, лишь бы получить новый кредит и снять остроту возникшей проблемы. 
В свою очередь предпринимателей, дела у которых идут относительно неплохо, отпугивает цена, которую им придется заплатить за пользование ссудой. Процентная ставка по кредитам довольно высока: на сегодняшний день она составляет от 40 до 55% в рублях и от 14 до 25% в валюте в зависимости от сроков погашения кредита и других условий. Причем на валютный кредит могут рассчитывать практически только те предприятия, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Всем прочим остается довольствоваться лишь дорогими рублевыми кредитами. И в итоге получается, что малому предприятию, вместо того чтобы составлять бизнес-план, писать кредитную заявку в банк, искать обеспечение под банковский кредит, на много проще и дешевле взять деньги взаймы у физического лица или фирмы-партнера по бизнесу, у которых процентная ставка зачастую вдвое ниже, чем в коммерческих банках. Тем более что в этом случае деньги берутся, как правило, наличными, да и сама сделка при желании целиком остается в рамках теневого бизнеса. 
ВРЕЗКА: Ирина Хакамада, депутат Госдумы: ╚Главная на сегодня проблема для России - это проблема инвестиций. А мы совершенно забыли вопрос об источнике инвестиций. Всем должно быть ясно, что главный источник инвестиций - сам российский человек с его сбережениями╩. 
В результате на сегодняшний день, согласно данным социологических опросов, банковскими кредитами пользуются лишь 28% малых предприятий, хотя в привлечении финансовых средств нуждаются свыше 70%, и таким образом налицо дефицит кредитных ресурсов в сегменте малого бизнеса, а отсюда и высокая процентная ставка. (Для сравнения: в 1996 году кредитами банков пользовались свыше 45% малых предприятий, то есть в полтора раза больше, чем сейчас.) 

Если разбить источники кредитования малых предприятий на группы по сумме предоставленных ссуд, лидирующее место займут кредиты, полученные от частных лиц √ их доля составляет 52% от всех кредитных ресурсов. На втором месте с большим отрывом идут коммерческие банки (28%, в том числе Сбербанк, на долю которого приходится 12% от всех выданных малому бизнесу кредитов) и последнее, третье, место с 20% занимают фирмы-партнеры по бизнесу. 
При этом следует учитывать, что на практике многие коммерческие банки выдают кредиты малым предприятиям в основном благодаря личным (дружеским или деловым) связям с владельцами (руководителями) кредитуемых предприятий и в значительно меньшей степени под конкретный проект или залоговое обеспечение. Понятно, что в этом случае на первый план выходит кредитная история не столько предприятия, сколько самого физического лица как надежного заемщика. И точно так же личностный фактор играет решающую роль при получении малыми предприятиями ссуд от фирм-партнеров и физических лиц. 
Такой всеохватный перевод кредитных отношений на личную основу ведет к росту оборота ╚черного нала╩ и связанной с ним криминализации бизнеса. Создаются условия для хищения или присвоения крупных сумм наличных денежных средств, незаконно находящихся в обороте, а соответственно, у ╚потерпевших╩ возникает желание вернуть свои деньги, в том числе с привлечением к этому криминальных структур. О том, что проблема встает все острее, свидетельствует резкий рост числа заказных убийств среди представителей малого бизнеса, который отмечается правоохранительными органами на протяжении последнего года. 
5. Сам себе бизнесмен 
ВРЕЗКА: Евгений ЕГОРОВ, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы: ╚Малый бизнес не терпит вмешательства государства╩. 
Судя по всему, в ближайшем будущем малый бизнес не может рассчитывать на прямую финансовую поддержку со стороны государства. Занятые в сфере малого бизнеса предприниматели в большинстве своем научились решать все проблемы и поэтому, конечно же, не ждут от власти манны небесной: тем более что имеющихся у нее финансовых ресурсов явно не достаточно. Остаются частные источники финансирования, но при этом может проводиться и государственная поддержка малого бизнеса √ внебюджетного, организационного, информационного, технического характера. 
ВРЕЗКА: Илья ЮЖАНОВ, министр Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: ╚У Федерального фонда поддержки предпринимательства "кредитная история" больше похожа на криминальную хронику, чем на деятельность правительственного некоммерческого учреждения╩.
Государство может и обязано создать условия для нормального функционирования малых предприятий в стране. От этого во многом зависит успех проводящихся реформ. В нормальном случае, то есть при условии заинтересованности в таких реформах их главной движущей силой должна быть наиболее активная часть населения России √ предприниматели, работающие в самом массовом и динамичном секторе отечественного бизнеса, в малом бизнесе. 
ВРЕЗКА: Виктор ЕРМАКОВ, президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса: ╚Мы хотим быть равноправными партнерами, а не разменной картой, которую вытаскивают, когда нужно собирать налоги или идти на выборы╩. 
От государства малые предприятия ждут помощи по следующим направлениям: 
- развитие аренды; 
- лизинг оборудования; 
- установление льгот и гарантий для инвесторов; 
- консультационно-правовая поддержка; 
- обеспечение безопасности бизнеса и личной безопасности бизнесменов; 
- снижение налогового пресса на малый бизнес. 
Последнее √ самое главное условие становления цивилизованного малого предпринимательства в России. Причем условие вполне оправданное. Ведь с учетом теневой экономики в малом бизнесе, по разным оценкам, сегодня заняты от 20 до 25 миллионов человек, трудоустроить которых государство просто не в силах. А ведь на создание и поддержание одного единственного рабочего места требуется до $10.000 инвестиций в год, то есть суммарно 200-250 миллиардов долларов! 
У государства таких денег нет и не появится в обозримой перспективе. Малый бизнес имеет их уже сейчас, но без роста его капитал обесценится и уйдет сквозь пальцы, без следа и общественной пользы растворившись в мутном водовороте теневой экономики. 
Точки роста у малого бизнеса, в случае снижения налогового пресса, есть и очень перспективные. Тем более что в целом в российской экономике, начиная с 17 августа 1998 года, главной тенденцией стал промышленный подъем. 
И есть все основания полагать, что тенденция к росту сохраниться и в дальнейшем. В мае 2000 года Госкомстат РФ провел обследование деловой активности, в котором участвовало около 1200 промышленных предприятий и организаций. Подавляющее большинство их руководителей (90%) в ближайшие 3-4 месяца не ожидают снижения объемов производства, в том числе 40% рассчитывают на его рост. 
ВРЕЗКА: Александр Иоффе, президент Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства: "вектор интересов власти не включает в себя малый бизнес. Менталитет чиновничества ориентирован на крупные экономические структуры, а малый бизнес считается довеском к большой экономике". 
По данным за первые четыре месяца 2000 года, на отрасли производства, в которых успешно работают малые предприятия (промышленность строительных материалов, лесная, деревообрабатывающая, легкая, пищевая, мукомольная промышленность и т.д.), приходится 26,4% от всего промышленного производства страны. 

В розничной торговле доля малых предприятий (без учета теневого оборота), по данным на апрель 2000 года, составила 36% плюс 32% оборот розничной торговли на продовольственно-вещевых рынках, что в сумме дает 68%! При этом по сравнению с апрелем прошлого года торговый оборот малых предприятий увеличился на 2%, а средних и крупных, соответственно, на эти же 2% снизился. В целом оборот розничной торговли составил в апреле 170 миллиардов рублей, а за январь-апрель 2000 года √ свыше 660 миллиардов. 
Кроме того, традиционной сферой коммерческих интересов предприятий малого бизнеса является сфера услуг. В январе-апреле 2000 года населению было оказано платных услуг на 164 миллиарда. В апреле √ на 45 миллиардов рублей (на это ушло 18,5% от всех потребительских расходов населения страны); 28 миллиардов пришлись на средние и крупные предприятия, 17 миллиардов √ на малый бизнес. 
Особой статьей стоит рынок международного туризма, объемы которого также растут. Так, в первом квартале 2000 года в Россию посетили почти 4 миллиона иностранцев, а из России совершили поездки за рубеж 3,5 миллиона российских граждан. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло увеличение туристических потоков соответственно на 27% и 45%. При этом суммарный объем рынка можно оценить по таким показателям, как экспорт и импорт туристических услуг. В 1999 году в целом по предприятиям России импорт услуг составил 6,8 миллиардов долларов, а экспорт √ 3,7 миллиарда долларов США. 
Аналогичная √ благоприятная для бизнеса √ ситуация складывается в сфере внутреннего туризма, общественном питании, оптовой торговле, инновационном бизнесе и т.д. 
Другими словами, для развития малого бизнеса в России сегодня есть все объективные предпосылки. 
6. Обратный процент 
ВРЕЗКА: Виталий Новиков, начальник отдела НИИ ЦБ РФ; Франц Шереги, директор Центра социального прогнозирования и маркетинга: ╚Реформаторы "просмотрели", в частности, задачу развертывания иных, альтернативных форм организации лицензированного кредитного дела, существенно отличных от варианта корпоративных банков, природа коих слабо совместима с характером малого (в том числе семейного) бизнеса. Одна из таких альтернатив - развитие многообразных разновидностей кредитной кооперации (включая общества мелкого и взаимного кредита), способное серьезно мотивировать и стимулировать внедрение и распространение новых технологий мобилизации свободной индивидуальной ликвидности, которую наши банки не сумели превратить в необходимый для малого бизнеса капитал╩. 
Осенью прошлого года был проведен II Всероссийский съезд представителей малого предпринимательства, который принял проекты трех законов √ "О защите прав предпринимателей", "О специальных режимах налогообложения" и "О потребительских обществах взаимного кредитования и взаимного доверия". 
Предложение создать альтернативную систему кредитования малого бизнеса, не обременительную для государственной казны и не зависящую от кредитной политики коммерческих банков, вызвала большую заинтересованность участников съезда. 
Сама по себе идея не нова. В царской России практику взаимного (и часто беспроцентного) кредитования активно использовали промышленники и банкиры-старообрядцы (кстати, большевики, когда приняли декрет о национализации всех коммерческих банков, оставили работать как есть общества взаимного кредитования, которых тогда насчитывалось несколько тысяч). В советское время подобная практика сохранилась, хотя, конечно, очень редуцированно, в виде касс взаимопомощи, а в настоящее время √ в виде ╚черных касс╩. 
Однако в исламском мире общества взаимного кредитования успешно функционируют и по сей день. Интересно, что там часто применяется своеобразный ╚обратный╩, или ╚отрицательный╩, процент по вкладам, когда не банк выплачивает премию вкладчику за использование его средств, а вкладчик оплачивает расходы банка по их хранению (такой ╚обратный╩ процент на арабском Востоке обычно составляет √ 2,5% годовых). Логика здесь в самых общих чертах такова. Деньги, которые человек по тем или иным причинам не использует в течение долгого времени, представляют собой богатство, которое является для него избыточным, лежащим мертвым грузом. В некотором смысле √ это дар человеку свыше и его нельзя расточать впустую. Деньги должны работать и приносить пользу людям, и именно такой избыток богатства является основой банковского капитала. Значит, избытком личного богатства следует поделиться с банком, чтобы тот, в свою очередь, смог передать полученные средства тому, кто в них действительно нуждается и кто сможет использовать кредит на общее благо. Не случайно поэтому исламские общества взаимного кредитования всегда делают акцент на социальном аспекте своего бизнеса, целиком и полностью подчиняя его служению обществу и лишь во вторую очередь √ экономической целесообразности и финансовой выгоде. 
Как можно понять из сказанного, идея возродить общества взаимного кредитования в современной России несет в себе мощный созидательный импульс. Это важная социальная инициатива. И она должна быть поддержана насамом высоком государственном уровне. 
Более того, кредитная альтернатива такого рода может быть очень выгодна и коммерческим банкам, так как позволит, наконец, малым предприятиям выйти из ╚тени╩, что немедленно приведет к оживлению всей российской экономики и ее росту ее инвестиционной привлекательности. 
7. Заключение 
ВРЕЗКА: Александр НЕКЛЕССА, Российский фонд фундаментальных исследований, руководитель проекта: ╚Образуется весьма своеобразный ╚постиндустриальный╩ мир с открытой ╚долговой экономикой╩, где финансирование самих финансовых операций оказывается более выгодным, чем инвестиции в производство. А ведь это, если вдуматься, примерно то же, что запрячь телегу впереди лошади, то есть абсурд. Вот где корениться порок финансовой экономики. Деньги начинают делать деньги в прямом смысле. Значительным источником финансовых средств становится не созидательная деятельность сама по себе, а сложный процесс перераспределения доходов. В том числе и гипотетических (иными словами, тесно увязанных с разнообразными формами кредита). Реальные денежные средства оказываются зажаты между Сциллой инфляции и Харибдой кредита. Происходит этот процесс во все увеличивающихся объемах, и со все возрастающей интенсивностью идет кредитная колонизация будущего╩. 
Думается, сегодня ни у кого нет сомнений в том, что страна находится в поворотной точке своей истории. Экономика России больна, и либо наконец произойдет ее выздоровление, либо она окончательно рухнет под грузом нерешенных проблем. 
В то время как крупный бизнес все отчетливее приобретает олигархические черты, народ скатывается в пропасть нищеты. Разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными, между элитой и ╚простыми╩ людьми достиг критических размеров, чреватых вспышкой социальной агрессии и хаосом. Средний класс, связующий и гармонизирующий общественные отношения, так и не сложился. Правительство и экономисты целиком сосредоточились на решении проблем макроэкономики, а население страны по большому счету озабочено лишь личным выживанием. 
Другими словами, сегодня в России отсутствует связующее центральное звено, экономика не работает на мезоуровне, нет среднего класса, а соответственно у реформ нет реальной движущей силы. Народ пассивно сопротивляется переменам, а ╚верхи╩ все отчетливее склоняются к более жесткому стилю и радикальным методам реформирования российской экономики. Однако отсутствие центрального звена, связующего ╚верхи╩ и ╚низы╩ в единый ансамбль, рано или поздно выльется в социальные конфликты. 
Сегодня центр тяжести, очевидно, должен быть смещен в сторону малого бизнеса, работающего в реальном секторе экономики. Созидательная энергия и социальная активность малого бизнеса должны быть направлены на то, чтобы мобилизовать и сплотить российское общество, открыть ему пути к преодолению экономического кризиса. Это дело всего народа, но будущее нашей страны зависит прежде всего от того, станет ли малое предпринимательство движущей силой реформ.

Александр Потапов