оПЧПУФЙ
бТИЙЧ
зБМЕТЕС ЗЕТПЕЧ
йУФПТЙС
рЙЫЙФЕ ОБН
дЙУЛХУУЙЙ
бТУЕОБМ
рПЙУЛ Ч йОФЕТОЕФ

ПЕРВЫЕ ЗЕНИТНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ

Завершается подготовка к печати новой книги московского журналиста Михаила Первова "Зенитное ракетное оружие ВВС и Войск ПВО". В ней рассказывается о разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и боевом применении отечественных зенитных ракет Войск ПВО страны.

Книга должна выйти в свет в конце 2000 г. Предлагаем вниманию читателей отрывок из будущего издания.

25 июня 1950 г. началась война в Корее. Вопрос об оказании военной помощи дружественной стране был решен Сталиным. Однако его беспокоили возможные последствия: как защитить Москву, если американцы решатся на массированные бомбардировки советской столицы в ответ на широкомасштабную помощь Северной Корее?

Расчеты специалистов показывали, что для отражения массированного налета бомбардировочной авиации противника на подступах к Москве должна быть сосредоточена группировка ПВО, состоящая из тридцати тысяч зенитных орудий. В годы Великой Отечественной их было две тысячи, и организация обороны стоила невероятных усилий. Но даже пятнадцатикратное увеличение зенитных средств не исключало возможности прорыва ПВО всего лишь одним самолетом с атомной бомбой на борту. Последствия этого прорыва были бы непредсказуемы. Защитить Москву от налета современных средств воздушного нападения могло только зенитное управляемое ракетное оружие.

В начале августа Берия доложил Сталину о том, что баллистическая ракета и Сергея Королева полностью отработана и готова к принятию на вооружение. Выслушав, Сталин спросил:

- А как обстоят дела с зенитной ракетой? Берия ответил, что с зенитной ракетой у конструкторов ничего не получается.

Сталин подвел итог: - Ну, так подумай, что с этими конструкторами делать.

Разработчики зенитного оружия Синильщиков, Костин и Рашков были освобождены от занимаемых должностей. Возглавить работы по зенитным ракетам было предложено Сергею Королеву. Королев отказался, и тогда предложение поступило Василию Мишину. Мишин также отказался. После этого разработка зенитной управляемой ракеты была поручена начальнику и главному конструктору завода ╧ 301 Минавиапрома Семену Лавочкину. Лавочкин согласился.

12 августа 1950 г., в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, Конструкторскому бюро ╧ 1 Министерства вооружения поручена разработка системы ПВО Москвы "Беркут". Главными конструкторами системы назначены Павел Куксенко и Сергей Берия. Головным разработчиком зенитной управляемой ракеты В-300 определен Государственный союзный завод ╧ 301. Для решения оперативных вопросов в аппарате Берии образовано специальное управление. Куратором системы назначен начальник Первого главного управления Борис Ванников. Вскоре, поняв, сколь велик объем работ по организации зенитной, радиолокационной и атомной промышленности, Берия оставил за Ванниковым только вопросы координации "атомного проекта". Для руководства зенитной и радиолокационной промышленностью 3 февраля 1951 г. образовано Третье главное управление при Совете Министров СССР. Начальником ТГУ назначен Василий Рябиков, занимавший до того должность заместителя министра вооружения. Головным по системе определено Министерство вооружения СССР, возглавляемое Дмитрием Устиновым. Куратором ТГУ Сталин назначил Лаврентия Берию.

В период становления отрасли Лаврентий Берия командовал рьяно. Как рассказывают современники: "На всех рявкал, рычал и всех обещал посадить в тюрьму". Это была его манера постоянно держать людей в страхе. Снимал с должностей, действительно, много и часто. Ни один директор, придя к нему на совещание, не мог быть уверенным в том, что и уйдет с совещания директором. Однако ни один из руководителей отрасли не был расстрелян или посажен в тюрьму.

Для наведения на цели зенитных ракет разрабатывались двадцатиканальные радиолокаторы Б-200. Перед каждым из них, на удалении от 1,2 до 4 км, должны были располагаться 60 стартовых столов для ЗУР В-300 (по три ракеты на каждый канал обстрела). Пусковые установки ЗУР решено было разместить на расстоянии 300 метров друг от друга. Для управления всей системой предусматривалось создание центрального, запасного и четырех секторных командных пунктов (ЦКП, ЗКП и СКП). Предстояло построить восемь технических баз для хранения и технического обслуживания боекомплектов зенитных ракет, около 500 километров бетонных дорог, шестьдесят жилых поселков...

В сентябре 1950 г. Семен Лавочкин приступил к эскизному проекту ракеты В-300 - изделие 205. Эскизный проект ракеты был завершен в марте 1951 г. В ее конструкции нашли применение множество новых технических решений. Наклонный старт ракеты был невозможен из-за ее низкой тяговооруженности, поэтому Лавочкин выбрал вариант вертикального старта, позволявшего максимально эффективно использовать энергетику двигателя. Ракета была одноступенчатая, с радиокомандной системой управления, выполнена по аэродинамической схеме "утка".

Разработка двигателя для нее в 1950 г. была поручена отделу ╧ 9 НИИ-88 Алексея Исаева. В 1952 г. к разработке двигателя также подключилось ОКБ-3 НИИ-88 Доминика Севрука. Обе двигательные установки должны были оснащаться относительно простой и надежной вытеснительной системой подачи компонентов топлива. Компонентами топлива были выбраны горючее ТГ-02 и окислитель -азотная кислота.

Исаев разрабатывал двигатели С09.29А, С09.29Б и С09.29Д. Наибольшее внимание уделялось разработке С09.29А. Позже именно этот двигатель пошел в серию для ракеты 205. Севрук взялся за экспериментальный ЖРД для двигательной установки с пороховым аккумулятором давления.

В разгар работы над системой, 29 мая 1951 г., было принято решение правительства о подготовке предприятий к выпуску ракет. В 1952 г., до завершения программы летных испытаний, ракета 205 была передана в серийное производство на завод ╧ 82 (Тушинский машзавод), затем - на заводы ╧ 41 (Машзавод "Авангард") и ╧ 464 (Долгопрудненский машзавод).

27 июля 1951 г. на полигоне Капустин Яр начались испытания 205 ракеты: был произведен первый пуск. С марта по сентябрь 1952 г. был проведен второй этап автономных испытаний, с октября 1952 г. по сентябрь 1953 г. - два этапа комплексных испытаний.

В 1953 г., после смерти Сталина, система "Беркут" была переименована в С-25. Павел Куксенко и Сергей Берия освобождены от занимаемых должностей. Главным конструктором С-25 назначен Александр Расплетин. В октябре того же года проведены контрольные пуски, а с ноября 1953 г. по сентябрь 1954 г. - еще одни комплексные испытания. 1 октября 1954 г. с целью определения готовности системы С-25 к принятию на вооружение были начаты государственные испытания. Их кульминационным моментом стала одновременная стрельба двадцатью ракетами по двадцати мишеням.
 

fzenit.jpg (8507 bytes) Ракета 207Т в сборочном цехе Тушинского машиностроительного завода. В белый цвет окрашена часть корпуса, предназаначенная для установки ядерного боезаряда.

 

Вспоминает полковник запаса Михаил Бородулин:

"Заключительную стрельбу ракетами 205 мы назвали "большой вальс". Мишени были сброшены с самолетов Ту-4, и в течение менее минуты одна за другой стартовали девятнадцать ракет. [По свидетельству генерал-полковника в отставке Игоря Илларионова, в самом начале вылета самолетов с мишенями произошел самопроизвольный пуск одной ракеты: заклинило кнопку пуска, как позже выяснилось - разбитую военными в ходе тренировок, когда кнопка нажималась сотни раз в холостом режиме. - Авт.}. Картина была потрясающая: вся стартовая позиция в дыму, сплошной рев двигателей, небо закрылось дымными следами ракет и облаками подрыва так, что померкло солнце. Это была первая и последняя подобная стрельба, показавшая возможность одновременного обстрела двадцати целей двадцатью ракетами. В декабре 1954 г. Государственные испытания были завершены".

Рассказывает генерал-лейтенант в отставке Геннадий Легасов:

"После проведения завершающего этапа начались бурные дебаты членов госкомиссии о том, принимать или не принимать систему С-25 на вооружение. Все военные члены комиссии считали, что система настолько сложна, что принимать ее сразу на вооружение не следует. Надо принять в опытную эксплуатацию на один год, а после этого, без дополнительных испытаний, передать ее на вооружение и поставить на боевое дежурство. Эту точку зрения разделяли председатель Государственной комиссии маршал артиллерии Николай Дмитриевич Яковлев и главнокомандующий Войсками ПВО страны Маршал Советского Союза Сергей Семенович Бирюзов.

Гражданские члены комиссии во главе с Василием Михайловичем Рябиковым, академиком Александром Николаевичем Щукиным, генеральными конструкторами Расплетиным и Лавочкиным считали, что систему надо сразу принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство, а войска следует обучать прямо во время несения боевого дежурства.

Госкомиссия, разделившись на две группы, так и не смогла прийти к единому решению, и правительству были изложены две точки зрения. На заседании Совета Министров СССР докладывал маршал артиллерии Яковлев. Итоги заседания подвел Никита Сергеевич Хрущев. Он совершенно определенно высказался о том, что если система технически готова, то нечего тянуть, надо принимать ее на вооружение. А на боевое дежурство систему можно будет поставить после года эксплуатации. Хрущеву никто не стал возражать. 7 мая 1955 г. постановлением правительства двадцать пятая система была принята на вооружение".

С 1950 г. по 1960 г. под руководством Семена Лавочкина на заводе ╧ 301 для комплексов С-25 и С-25М первого этапа модернизации было разработано десять основных опытных и серийных модификаций ракеты В-300: 205, 205А, 206, В-ЗООКЗ, 207, 207А, 215 (207Т), 208, 217,217А. Проектов было больше. На вооружение приняты ракеты 205, 207А и 215 (207Т).

Ракета 205 выпускалась серийно с 1952 г. до 1 января 1955 г. на заводах ╧ 82, 41 и 464. Принята на вооружение в 1953 г. Принята на вооружение в составе системы С-25 в 1955 г. Оснащалась двигательной установкой с четырьмя однокамерными ЖРД С09.29А и воздушным аккумулятором давления. Главный конструктор двигателя Алексей Исаев. Ракета имела осколочно-фугасную боевую часть и сбрасываемую в полете ферму графитовых газовых рулей. Поражала цели, летящие на высотах от 5.000 до 25.000 метров со скоростью до 1.000 км/ч.

Ракета 207А разрабатывалась с 1953 г. по 1954 г. Выпускалась массовой серией с 1955 г. Принята на вооружение в составе системы С-25 в 1956 г. Имела кумулятивную боевую часть увеличенной мощности и сгораемые в полете пластмассовые газовые рули. Оснащалась однокамерным маршевым ЖРД С2.751В конструкции Алексея Исаева.

Ракета 215 (207Т) разработана в 1955 г. на базе ракеты 207А. Первая зенитная атомная ракета. В обычном исполнении выпускалась серийно с 1957 г. на Тушинском машзаводе. Принята на вооружение в 1957 г. С 1958 г. оснащалась атомным боезарядом.

Михаил ПЕРВОВ