Новости
Архив
Галерея героев
История
Пишите нам
Дискуссии
Арсенал
Поиск в Интернет

АВИАНЕСУЩИЕ КОРАБЛИ РОССИЙСКОГО ФЛОТА



Основой океанских надводных сил в ведущих мировых державах являются авианесущие корабли, поскольку без авиационного прикрытия флот в отрыве от берега практически небоеспособен. Авианосцы - самый дешевый, а в некоторых районах и единственный, способ обеспечения такого прикрытия. Вообще, корабли этого класса универсальны: могут обеспечить боевую устойчивость своих атомных ПЛ и являются самым впечатляющим средством демонстрации флага.

Авианосцы появились в конце первой мировой войны. В Советском Союзе первые серьезные разработки в этом направлении были предприняты только в 40-50-х годах, но не получили развития дальше эскизного проекта 85.

Новый импульс развитию авианесущих кораблей в стране дало развертывание в США морской стратегической ракетно-ядерной системы "Поларис", поставившей перед ВМФ СССР задачу борьбы с этими лодками, представлявшими серьезную угрозу нашей безопасности.

Идея создания первого советского вертолетоносца - противолодочного крейсера проекта 1123 была одобрена правительством в 1958 году, а разработка его была поручена Невскому ПКБ в Санкт-Петербурге. Главный конструктор корабля - А.С. Савичев, а с 1967 года - А.В. Маринич. В ходе проектирования были рассмотрены десятки вариантов корабля, в результате его водоизмещение от 4500 т в тактико-техническом задании выросло до 14600 т при постройке.

На корабле планировалось базирование 14 противолодочных вертолетов Ка-25, построенных по традиционной для КБ Камова соосной схеме без хвостового винта, что особенно важно для корабельного вертолета.

Если на борту первых отечественных больших противолодочных кораблей находилось по одному вертолету, то на кораблях проекта 1123 они уже размещались в ангарах - в подпалубном помещении и в надстройке. Корабль имеет 4 взлетно-посадочные площадки и 2 вертолетоподъем-ника.

Его противолодочные возможности дополняют первый отечественный противолодочный ракетный комплекс (РПК) "Вихрь", два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата (ТА), которые впоследствии были сняты, так как их на ходу заливало, и две реактивные бомбометные установки РБУ-6000.

Освещение подводной обстановки и це-леуказание, кроме вертолетов, обеспечивалось мощной низкочастотной ГАС дальнего обнаружения "Орион", антенна которой размещалась в выдвижном подкиль-ном обтекателе, и ГАС "Вега" с буксируемой антенной.

Корабль имел также развитое зенитное вооружение - два универсальных зенитных комплекса (ЗРК) "Шторм" и две спаренные 57-мм автоматические артустановки.

Первый отечественный авианесущий корабль был заложен 15 декабря 1962 года на стапеле Черноморского судостроительного завода в Николаеве. В 1967-1969 гг. флот получил два противолодочных крейсера проекта 1123 "Москва" и "Ленинград".

В 1967 году под руководством А.В. Ма-ринича началась разработка третьего корабля улучшенного типа - противолодочного крейсера с авиационным вооружением проекта 1143 "Кречет".

Основу вооружения корабля составляли 36 самолетов Як-ЗбМ и вертолетов Ка-25. Легкие штурмовики Як-ЗбМ с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) созданы в КБ А.С. Яковлева на базе экспериментального СВВП Як-36. Морской вариант самолета, получивший впоследствии обозначение Як-38, при околозвуковой скорости полета мог нести боевую нагрузку массой до 2 т на дальность до 800 км. Испытания самолета проходили на дооборудованном крейсере "Москва". Первая посадка самолета на палубу отечественного корабля состоялась 18 ноября 1972 года.

На крейсере проекта 1143 в отличие от проекта 1123 был размещен противокора-бельный ракетный комплекс (РК) большой дальности П-500 "Базальт" с восемью перезаряжающимися пусковыми установками.

Противовоздушная оборона обеспечивалась двумя ЗРК средней дальности

"Шторм" и двумя ЗРК самообороны "Оса-М". Артиллерийское вооружение включало две спаренные 76-мм и восемь 30-мм автоматических артустановок. Противолодочное вооружение не отличалось от вооружения корабля проекта 1123, однако средства освещения подводной обстановки были усилены ГАС "Платина" с подкильной и буксируемой антеннами, а антенна ГАС "Орион" была размещена в носовом буль-бовом обтекателе.

Корабль имел сдвинутую к борту надстройку и угловую палубу. Его водоизмещение превышало 41000 т. Создание крупнейшего корабля отечественного флота потребовало решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно решены ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и ЦАГИ.

Головной корабль проекта 1143 "Киев" заложен в Николаеве 21 июля 1970 года и передан флоту в 1975 году. В 1977 году построен второй корабль этого проекта -"Минск".

В соответствии с новой классификацией кораблей ВМФ они стали называться тяжелыми авианесущими крейсерами (ТАКР).

Создавая первые авианесущие корабли с вертолетами и СВВП, специалисты флота и промышленности считали, что это необходимые предварительные шаги к созданию авианесущих кораблей с самолетами обычной аэродинамической схемы, намного превосходящими СВВП по своим характеристикам. Разработка первого такого корабля была предусмотрена десятилетним планом военного кораблестроения на 1971-1980 годы, утвержденным в 1969 г. В начале 70-х годов институтами заказчика и промышленности выполнена комплексная научно-исследовательская работа, заложившая основы создания авианесущих кораблей, а в 1972 году Невским ПКБ был разработан аванпроект авианосца проекта 1160 "Орел". Главным конструктором корабля был А.Б. Морин.

По результатам разработки проекта был одобрен вариант атомного авианосца водоизмещением около 80000-85000 т с 60-70-ю летательными аппаратами. Основным вооружением корабля намечалось иметь истребители МиГ-23К, а в дальнейшем - Су-27К. В авиационный парк входили также противолодочные самолеты и вертолеты.

Основные тактико-технические характеристики авианесущих кораблей
 
Проект 1123 1143 11434 11435
Водоизмещение, т 14600 ок.41400 ок.44500 св.55000
Длина наибольшая, м 189,1 273 273 св.300
Ширина наибольшая, м 34 ок. 50 ок. 50 ок. 65
Осадка, м. 7,7 ок.9 ок.9,5 ок.10
Мощность КТУ, л.с. 2 х 45000 4х45000 4х45000 4х50000
Скорость полного хода, уз. 29 ок. 30 ок.  30 ок.29
Дальность плавания при скорости хода 18 уз., мили 6000 ок. 7000 ок. 7000 св. 7000
Вооружение        
- авиационное, ед. 14 36 36 50
в том числе:        
- самолеты, тип - Як-38 Як-38 Су-27К

МиГ-29К

Су-25УТГ

- вертолеты,тип Ка-25 Ка-25, Ка-27 Ка-27 Ка-27
- протикорабельное ракетное - 16 ⌠Базальт■* 12 ⌠Базальт■ 12 ⌠Гранит■
- зенитное ракетное 2 ⌠Шторм■ 2 ⌠Шторм■

2 ⌠Оса-М■

4 ⌠Клинок■ 4 ⌠Клинок■

8 ⌠Каштан■

- артиллерийское 2х2-57 2х2-76

8х6-30

2хI-100

8х6-30

6х6-30
- противолодочное ракетное 1 ⌠Вихрь■ 1 ⌠Вихрь■ - -
- торпедное 2х5-533 2х5-533** - -
- бомбовое 2 РБУ-6000 2 РБУ-6000 2 ⌠Удав-1■ 2 ⌠Удав-1■
Год сдачи головного корабля 1967 1975 1987 1990

Примечание: *На корабле проекта 11433 - 8

**На корабле 11433 ТА не предусматривались.

Однако постройка подобных кораблей требовала создания, как минимум, новых построечно-спусковых сооружений, т.к. ни один отечественный завод, занятый постройкой крупных боевых кораблей, не имел сооружений с необходимыми характеристиками, а два завода крупнотоннажного гражданского судостроения с сухими доками не могли обеспечить постройку кораблей такой сложности.

В результате в 1973 году было принято решение о постройке на Черноморском заводе третьего корабля проекта 1143М (11433). В отличие от прототипа корабль, главным конструктором которого был В.Ф. Аникиев, планировалось, кроме самолетов Як-38 и вертолетов Ка-25, вооружить летательными аппаратами нового поколения -сверхзвуковыми СВВП Як-ЗбП (Як-141) и вертолетами Ка-27, который в зависимости от решаемых задач в 3-5 раз превосходил своего предшественника Ка-25ПЛ. Был уменьшен боезапас ПКР комплекса П-500 до 8 единиц, модернизировано гидроакустическое вооружение и увеличен запас авиационного топлива. Водоизмещение крейсера несколько возросло. Корабль, получивший название "Новороссийск", передан флоту в 1982 году.

С его созданием разработка авианесущих кораблей с самолетами обычной аэродинамической схемы не прекратилась. Одновременно с решением о постройке третьего корабля было одобрено проектирование корабля проекта 1153 (главный конструктор - В.Ф. Аникиев), предназначенного для использования самолетов катапультного взлета - истребителей МиГ-23К и штурмовиков Су-25К.

Проектом предусматривалось создание атомного авианосца водоизмещением около 70000 т, обеспечивающего использование до 50 летательных аппаратов. В составе вооружения корабля планировалось иметь также 20 ПКР комплекса "Гранит" в подпалубных пусковых установках и новый ЗРК.

В 1978 году на Черноморском заводе был заложен четвертый корабль проекта 11434 "Баку". Впоследствии он получил новое название - "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Корабль, переданный флоту в 1987 году, имеет авиапарк, не отличающийся от парка третьего корабля, хотя на нем предусмотрена возможность базирования СВВП Як-141. Однако единственный в мире сверхзвуковой СВВП, опережающий на годы потенциальные зарубежные разработки, который в 1991 году уже испытывался на корабле, в серию не пошел.

Отличием ТАКР проекта 11434 является увеличение боекомплекта противокорабельных ракет П-500 до 12, установка ЗРК нового поколения "Клинок", противоторпедного комплекса и увеличение калибра артустановки до 100 мм. Эти и другие мероприятия, а также использование нового радиоэлектронного вооружения привели к росту водоизмещения корабля почти до 45000 т.

В строительстве крупнейших кораблей отечественного флота участвовала вся страна. В связи с постоянным ростом водоизмещения строящихся ТАКР Черноморский завод подвергся значительной реконструкции. Для сокращения продолжительности и трудоемкости сборочных работ над наклонным стапелем, где строились ТАКР, были установлены два уникальных козловых крана грузоподъемностью по 900 т, подобных которым не имел ни один завод отрасли.

В 1978 году вышло решение о создании пятого отечественного авианесущего корабля с самолетами Су-27К, Су-25 и СВВП Як-141 с катапультным взлетом. По существу это был уже практически новый корабль.

ТАКР проекта 11435, в отличие от предшественников, вооружен 12 противокорабельными крылатыми ракетами большой дальности комплекса "Гранит", которые размещены под полетной палубой. Оборона от воздушного нападения обеспечивается ЗРК "Клинок" и зенитным комплексом ближнего рубежа "Каштан", а также 30-мм артустановками. Имеется противоторпедный комплекс "Удав-1".

Отдельная история - название этого корабля. Заложенный в 1982 г. как "Рига", он был в 1983 г. спущен со стапеля как "Леонид Брежнев". Вступив в строй в 1990 г. с названием "Тбилиси", корабль плавает сегодня с названием "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Главный конструктор ТАКР - В.Ф. Аникиев, которого в конце 80-х годов сменил Л. В. Белов.

В 1989 г. на полетной палубе корабля совершили первые посадки и взлеты самолеты МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Второй корабль этого проекта, заложенный в 1985 г. и первоначально названный "Ригой", спущен на воду в 1988 г. и переименован в "Варяг". В 1991 г. финансирование постройки корабля в связи с распадом СССР и обвальным сокращением военных расходов было прекращено, и корабль с готовностью около 70 % и до сего времени стоит у набережной Черноморского завода без реальных перспектив достройки. А недавно название "Варяг" было передано ракетному крейсеру "Червона Украина".

И, наконец, последнее достижение отечественного кораблестроения - начало постройки атомных авианосцев проекта 11437. С их созданием судостроительная промышленность выходила на мировой технический уровень, достигнутый американскими судостроителями. Разработка ТАКР началась в Невском ПКБ в 1984 г. под руководством сначала Л. В. Белова, а затем Ю.М. Варфоломеева.

На корабле водоизмещением около 75000 т планировалось разместить до 70 летательных аппаратов, включавших, кроме перечисленных самолетов и вертолетов, самолет радиолокационного дозора Як-44, взлет и посадку которых обеспечивали бы две катапульты, трамплин и аэрофинишеры. ПВО ТАКР планировалась аналогичной ПВО корабля проекта 11435. Атомная энергетическая установка могла обеспечить кораблю скорость хода около 30 узлов.

Головной корабль проекта 11437 "Ульяновск" был заложен на стапеле Черноморского завода 25 ноября 1988 года. К концу 1991 г. была сформирована большая часть корпуса ТАКР. Однако после прекращения финансирования готовый почти на треть корабль разрезан на стапеле. Пошел в переплавку и металл на второй корабль этого типа.

Таким образом, на этом историческом этапе создание авианесущих кораблей в стране завершилось. Кроме того, досрочно выведены из боевого состава флота первые три ТАКР, что связано с резким сокращением финансирования, в частности прекращение разработки для них СВВП нового поколения, а также в связи с отсутствием соответствующей ремонтной базы и развитой инфраструктуры базирования. 

MILITARY PARADE